Запись от 9 Июн, 2020
Тест и сравнение Iso Low у Olympus, шумы, детализация
Категория "Обзоры"
Метки "Olympus | обзор"

Хоть я и не люблю заниматься всякими «лабораторными» тестами фототехники, но в какой то момент, стало любопытно, в каких сценариях работы можно успешно использовать расширенные значения ISO-64 и 100 у топового OM-D E-M1X относительно базового исо200. Но данный тест будет актуален также для всех остальных современных Олимпусов, в том числе и для моего Олимпуса OM-D E-M1 mark II. И результаты сравнения меня обрадовали, сейчас ниже Вы всё увидите. Ниже размещены кропы 100% увеличения. Также оставляю ссылку на оригинальные RAW, чтобы была возможность Вам самим их покрутить по своему вкусу. Все исходники были открыты «как есть» в Lightroom версии 9.2.1, никаких коррекций не применялось, кроме вытягивания экспозиции в плюс.

Тест без коррекции

Первое сравнение — открываю три фото, сделанные на ISO 64, ISO 100 и ISO 200, при обычной экспозиции (в ноль). Как экспонометр замерил, так и снято. Даже в таком обычном режиме видна разница в проработке теней, а также наличии зерна в градиентах. На ISO 64 зерна заметно меньше. На ISO 100, чуть меньше.

1 Тест и сравнение Iso Low у Olympus, шумы, детализация Обзоры Olympus, обзорOlympus OM-D E-M1X, объектив mZuiko 12-40mm f/2.8 PRO
Клик на фото откроет его в 100% размере.

Тест при -4EV, вытягивание в «ноль»

Теперь снимаю с коррекцией экспозиции на минус 4 ступени, чтобы потом вернуть её в ноль. Это хорошо продемонстрирует как происходит деградация качества изображения, вылезает зерно и теряется детализация при таком экстремальном возвращении экспозиции. На всякий случай уточню, что тут показаны разные зоны одного и того же сюжета, когда откроете исходники, то всё сами увидите в полном масштабе.

2 Тест и сравнение Iso Low у Olympus, шумы, детализация Обзоры Olympus, обзорOlympus OM-D E-M1X, объектив mZuiko 12-40mm f/2.8 PRO
Клик на фото откроет его в 100% размере.

Обратите внимание на градиенты и пылинки. Как видите, здесь явно расширенные низкие исо выигрывают при восстановлении экспозиции. Потеря детализации минимальна, появление шумов (зерна) на очень низком уровне. При iso64 мы имеем довольно гладкую картинку и заметно сохраняем детализацию.

HiRes 80mp, -4EV, вытягивание в «ноль»

И вот, пожалуй, тот самый способ, с помощью которого мы получаем самую чистую и качественную картинку на системе micro43. Всем уже известно, что режим высокого разрешения (Hires-shot) на Olympus даёт очень чистое изображение, свободное от шумов, высоким динамическим диапазоном, а также с очень точным цветом. А что будет, если к этому ещё прибавить низкие расширенные исо? Давайте смотреть.

3 Тест и сравнение Iso Low у Olympus, шумы, детализация Обзоры Olympus, обзорOlympus OM-D E-M1X, объектив mZuiko 12-40mm f/2.8 PRO
Снимок 80 мегапикселей. Клик на фото откроет его в 100% размере.

Виден очень большой запас в тенях на ISO64! Чтобы появилось значимое зерно в глубоких тенях, надо вытягивать до +5-6 стопов. Очень хороший результат. Детализация в целом хороша на всех исо, если использовать HiRes, но при ISO64 она чуточку лучше сохраняется. Также следует отметить, что фотограф может уменьшить размер итогового изображения. Когда 80мп это избыточно, а нужно всего лишь стандартные 16-24мп. В этом случе при уменьшении таких хайрезов мы получаем ещё более чистую картинку! Ну чище уже просто некуда, увольте 🙂

Финальные мысли

Итак, тесты тестами, но как это применить с пользой в реальной жизни? Низкие исо это, как правило, всегда более длинные выдержки. Но они нам не помеха, если вы не снимаете динамику. А также благодаря легендарной стабилизации олимпусов, можно без боязни снимать на увеличенных выдержках, без штатива. Так что вперёд смело использовать Low ISO в предметке, пейзаже, фуд-фото, макро и любой другой статичной фотографии, где нужно сохранить максимальную информацию в глубоких тенях и минимальный уровень шума.

Но здесь следует упомянуть нюанс про верхний диапазон светов на фотографии. Если на ваших фото есть слишком светлые участки, то они могут потерять информацию, так как в режимах Low ISO динамический диапазон смещается в сторону теней, за счёт потери в самых светлых яркостях. Вы когда протестируете приложенные мной raw файлы, можете сами заметить, с какой разницей прорабатывается яркость на железном башмаке синхронизатора Yongnuo. Так что это надо учитывать при съёмке. Это был первый нюанс.

Второй нюанс — при работе с импульсным светом. Так как испульсный свет имеет более жёсткий «выбивающий» характер, в сравнении с постоянным, то на таких фото с импульсом зачастую очень легко выбиваются самые светлые участки. Гораздо легче, чем если бы мы снимали то же самое, но с постоянным светом. Также происходит лёгкий цветовой сдвиг в светах в сторону зелёного. Я это многократно наблюдал на своих студийных портретных съёмках. Так что когда я работаю с импульсным светом, то использую только базовое ИСО 200. Под рукой нет этих примеров, а искать в архивах нет времени, к сожалению. Этот тест с низкими исо и вспышкой можете провести сами, довести до лёгкого пересвета и сравнить, как отрабатываются эти пересветы на LowISO и на ISO 200.

Будет интересно узнать, что Вы думаете про Low ISO, как используете это в своей практике, есть ли какие ещё нюансы, которые я не указал. Или может есть какие либо замечания, до встречи в комментах 😉

3 комментария

  1. Спасибо! Интересная информация. Попробовала на своём ЕМ5-2, на нём минимальное исо 100, света точно выбивает, даже при обычном освещении. В этом режиме снимаю только live time и live composit.

    Ответить
    • Если на минимальном ИСО выбивает света, следует либо укоротить выдержку, либо прикрыть диафрагму.))

      Ответить
    • так и есть) на втором пятаке со светами будет хуже. В последних 20мп матрицах они заметно хорошо подтянули запас по светам и эти матрицы позволяют больше сохранять деталей в верхнем диапазоне яркостей, чем в прошлых 16мп

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *