Обзор доступного портретника Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8
Содержание
Мои принципы при написании обзоров
При написании обзоров я прежде всего делюсь своими субъективными впечатлениями от использования фототехники. Почему это может быть интересно другим? Потому, что я профессионал своего дела и есть довольно богатый опыт, через призму которого я подхожу к обзорам. Стараюсь подметить положительные и отрицательные аспекты техники в условиях моего реального использования. Но самое главное - в этом деле стараюсь быть честным с собой и с Вами. И я прекрасно понимаю, что это единственный путь, которым можно получить настоящее доверие читателей. Для меня это имеет ценность. Мне самому надоело видеть очень много проплаченных тестов и обзоров, люди говорят "всё круто", а на практике потом выясняется, что есть нюансы, про которые ничего не было сказано. Надо торговать, бизнес и ничего личного. И следует отметить, что среди современной техники абсолютно любого производителя, всегда есть бракованные изделия. Я тоже не избежал участи походов в сервис, обо всём этом я буду рассказывать в соответствующих обзорах конкретной фототехники. Ещё хочу акцентировать Ваше внимание на том, что лабораторные тесты я не делаю. Тут не будет сравнений парных фото, снимков специальных таблиц и мишеней. Здесь Вы увидите именно ОБЗОРЫ от практикующего фотографа с определённым неплохим уровнем навыков (они тоже со временем меняются), который использует фототехнику в своих реальных задачах. У меня Вы редко увидите необработанные блёклые исходники, потому что мало кому это на самом деле нужно. Даже как минимум любители - почти все в настоящей жизни прибегают к обработке фото, а что уж говорить про такого вида профессионалов как я. Таковы реалии. Даже в "плёночные" времена, обработка всегда присутствовала - определённый химсостав плёнки это раз! И этап проявки - это два! Мне кажется, что спорить никто не будет с этим. Некоторые обвиняют, мол, как можно судить о качестве фототехники по отфотошопленным фото? Ещё как можно, поверьте! Лично я почти всегда вижу, что даёт техника, даже сквозь обработку. Но, конечно, можно сделать исключение для обработки низкого качества, там действительно, как правило, всё изображение загублено. Обычно реакция у большинства совсем другая - когда человек видит классную фотографию (это касается всех аспектов - обработка, композиция, момент и т.д.), то логично в голове появляется вопрос - на какую технику был сделан этот крутой кадр!? Красивый во всех отношениях кадр привлекает внимание! И это главный момент и мысль. Ещё такой намёк - хороший фотограф вряд ли будет использовать плохую технику (хотя даже на неё он может снять круто)). Подытоживая, надеюсь я донёс свою мысль и у некоторых ярых "фотолаборантов" не будет желания выкладывать здесь свои опусы)), хотяяя, под настроение я иногда люблю поспорить 😉
Начну свою серию обзоров фототехники, на которую снимаю, с самого доступного и популярного портретника системы micro 4/3 — Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8. Узнаем почему его называют одним из «бриллиантов» системы m43, а также «заманухой» в систему)). Разные мнения ходят про него, как хорошие, так и не очень. Так что ниже изложу своё собственное 🙂 Я поработал с этим объективом уже довольно продолжительное время, накопился опыт и впечатления от использования. Снимаю им как портреты, так и пейзажи, фрагменты города и уличную съёмку.
Качество конструкции
Корпус пластиковый, на ощупь приятен, крепление к аппарату металлическое. Бленду надо докупать отдельно, к сожалению в комплекте её нет. Чтобы надеть бленду, надо снять декоративное кольцо с передней части объектива.
Кольцо фокусировки широкое, учитывая размер объектива, имеет приятный плавный «маслянистый» ход. В итоге за сборку объектив получает 6,5 баллов из 10. Чуть прокомментирую свою систему оценки тех или иных параметров. 10 баллов в моём рейтинге получил бы объектив, который имеет прочный металлический корпус, а также пылевлагозащиту ну и в целом должен обладать премиальным исполнением. Так вот наш малыш твёрдо получает 6,5 баллов, пусть он и пластиковый, но всё сделано качественно и им приятно пользоваться. 7 баллов мог получить, но увы — этому помешало декоративное кольцо, скрывающее байонет бленды. Но в работе проблем и траты времени это не создаёт, просто лишнее телодвижение, когда хотите нацепить бленду. Я так вообще это кольцо снял и спрятал, бленда всегда на объективе. И даже с ней он остаётся крайне компактный.
Качество конструкции
Качество изображения
Да да, открытая диафрагма у этого объектива абсолютно рабочая (как и на всей оптике Olympus). Края кадра лишь чуть менее резки, если сравнивать с центром. Но всё равно даже на полноростовом портрете при f1.8 вы увидите резкие детали лица. Если поджимать до f2.8 то резкость становится ещё лучше и почти начинает «звенеть», края кадра также подтягиваются по резкости. Дифракция становится слегка заметна при f13, как и у всех остальных объективов системы micro 4/3. При f16 она ещё заметнее и при f22 она прям съедает детализацию, как в общем то у всех. Но использовать f22 приходится очень редко. Дисторсии нету, хроматические аберрации иногда в некоторых условиях присутствуют, но в очень маленьком количестве. Их потом можно легко убрать в обработке, если это вообще потребуется. Микроконтраст и цвет на хорошем уровне. И самое главное, на что обращают внимание в портретных объективах — качество размытия фона (т.н. боке).
E-M1MarkII, объектив 45mm f/1.8
45mm, 1/250, F1.8, ISO 200, без обработки, ↓RAW
…размытие фона приятно удивляет, довольно мягкое и «масляное»…
По этому параметру объектив звёзд с неба не хватает, как например «полнокадровые» (малый формат 35mm :)) 85мм 1.4 или 1.2. Но учитывая цену, размер и вес этого малыша — размытие фона приятно удивляет, довольно мягкое и «масляное», как любят выражаться некоторые фото эстеты :). Если сравнить глубину резкости с получаемой у 35мм матриц, то выдаваемая глубина этим Олимпусом 45мм 1.8 примерно такая же, как у полнокадрового объектива 85мм при f3.5, в подавляющем числе случаев этого хватает за глаза. Человек на фото получается с хорошим отделением от фона, но чем больше портрет уходит в общий план, тем больше фотографу надо следить, чтобы фон был дальше от человека, чтобы иметь приемлемый уровень размытия. Другими словами, отлично выходит размыть фон вплоть до поясного портрета, а если снимаем в полный рост, размытия может не хватить и надо работать с фоном, чтобы оно усилилось. Также подмечу, что в зависимости от фона иногда проявляется лёгкая «нервозность» боке, особенно это заметно если на фоне листья и ветви деревьев в дневном свете. Но это уже настолько специфический нюанс, что его подмечают только искушённые профи.
По поводу засветов и бликов при контровом свете можно сказать следующее. Иногда встречаются фиолетовые засветы, если в кадре есть очень яркий источник света, но ключ к решению проблемы — поиграться с композицией. Казалось бы, чуть чуть сдвинул камеру и засвет пропал, от чего это зависит — трудно сказать)). С бликами тоже всё достойно, они появляются редко, при каких то специфических условиях, положением камеры тоже получается с ними вполне спешно бороться. Ниже на фото видно, как меняется размер бликов, в зависимости от величины диафрагмы.
В общем по качеству изображения этот объектив твёрдый хорошист, но не отличник. Отличник это старший брат Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.2 PRO, и он не зря стоит в 4 раза дороже. У него солидность конструкции, скорость, резкость, цвет, микроконтраст, качество размытия заметно лучше, но не в 4 раза :)). Кстати позже я сделаю обзор и на 45mm 1.2. Итак, подводя итог этому абзацу, за качество изображения этот объектив получает 7 баллов из 10. Это очень хороший результат!
Качество изображения
Автофокус
По автофокусу этот объектив весьма неплох, как по скорости, так и по точности. Конечно зависит от аппарата, в паре с которым используется объектив. Я работал с ним на Olympus OM-D E-M1 и сейчас использую вместе с M1 модель 2. У Olympus M1mark2 есть фазово-контрастная фокусировка, благодаря которой этот объектив в 90% случаев сразу безошибочно определяет в какую сторону сдвигать фокус, и лишь только примерно в 10% имеют место быть «качели», когда объектив начинает гонять фокус взад и вперёд. Но эти «качели» в основном случаются только при слабом освещении, или при наличии в точке фокуса слишком ярких источников света. В остальном всё быстро и точно. По точности так вообще, всё отлично, потому что контрастная доводка делает своё дело и позиционирует фокус именно там, где вам нужно. Как отрабатывает следящий фокус с этим объективом, можно увидеть на примерах ниже.
M.Zuiko 45mm F1.8, E-M1 mark II (прошивка 3.1), серийная съёмка, следящий фокус по всем точкам. Все фото jpeg из камеры, полноразмеры на ISO200, F1.8
Как видите, следящий фокус работает вполне нормально, при желании на него можно поснимать какой-нибудь спортивный репортаж и другие подвижные объекты, например тех же бегающих детей, но чуда ожидать от него не стоит. На 20 кадров приходится примерно 4-6 штук разной степени бракованности, от небольшого до сильного выпадания из фокуса. Но надо вспомнить, что объектив этот, совсем не для такого вида съёмок создавался 🙂 Основная его стихия — одиночная быстрая и точная фокусировка. Теперь про видео. У всех объективов Olympus есть надпись — «MSC» — означает Movie & Still Compatible — автофокус разработан как для фото, так и для видеосъёмки. Благодаря этому мы получаем в видео плавный автофокус, плавное безступенчатое изменение диафрагмы, а также в вашем видео не будет присутствовать посторонний шум моторов фокусировки, если вы записываете аудио через встроенный микрофон фотоаппарата. На практике это здорово работает, с объективом Olympus 45mm F1.8 можно записывать видеоматериал с кинематографическим качеством. Исходя из вышеперечисленного, даю этому объективу 7 баллов за автофокус.
Автофокус
Мысли
Итак, что можно сказать про этот объектив, в свете лично моего опыта с ним? Это уникальная вещица. Иметь такие потребительские качества в таком миниатюрном размере и весе, цена адекватная, вот это и делает его уникальным. Уникальность вообще в целом относится ко всей системе m4/3, но Olympus 45mm 1.8 даже среди своих собратьев по системе является самым маленьким портретным объективом! Да да — самый маленький и лёгкий автофокусный портретный объектив в мире (если есть опровержение, дайте знать)), дающий очень хорошее качество картинки!
45mm, 1/125, F1.8, ISO 200
Насколько с ним приятно работать, ты не задумываешься о том, что не мешало бы поджать диафрагму для получения хорошей резкости, тут даже на 1.8 её предостаточно. Скорости фокуса хватает в большинстве случаев. А как он себя шикарно проявляет в уличной съёмке, ты просто незаметен для окружающих, тебя с таким маленьким аппаратиком и объективчиком просто не воспринимают всерьёз, ты для них турист или ещё какой зевака. От тебя не отворачиваются, не шарахаются, не бросают недовольные взгляды и не сверлят глазами. Людям не в домёк, что ты можешь быть искушённым фотографом, который охотится за очередной порцией хороших снимков.
Также многое про этот объектив говорит тот факт, что фотограф с мировой известностью Станислав Пучковский (Sean Archer) снял львиную часть своих «звёздных» портретов именно на него. А в последнее время он чаще снимает на Olympus 45mm f/1.2 PRO :), это не удивительно, ведь уровень этого профессионала стал очень высок. Тот кто хоть немного интересуется портретной фотографией, знаком с его творчеством. Ниже три фото, которые сняты именно с объективом 45 1.8. Если подытожить этот абзац, то могу дать такую характеристику — это самый лучший портретный объектив по соотношению цены и потребительских качеств.
Olympus 45mm 1.8 был моим первым хорошим объективом и до сих пор один из моих любимых.
Возможные проблемы
Итог
Плюсы:
- Очень компактный
- Очень лёгкий
- Достаточно быстрый автофокус
- Бесшумный автофокус
- Резкий на 1.8
- Микроконтраст и цвет на хорошем уровне
- Приятное боке
- Доступная цена
Минусы:
- Нет бленды в комплекте
- Иногда в сложном контровом свете наблюдаются фиолетовые «зайцы» и засветки.
- Иногда наблюдаются хроматические аберрации на открытой диафрагме в контровом свете
Список фототехники, на которую я снимаю
(при нажатии откроется официальный магазин Olympus с полным описанием и характеристиками)
- Olympus OM-D E-M1 mark II - фотоаппарат проф класса
- Olympus mZuiko 7-14mm F2.8 PRO - ультраширокоугольный светосильный объектив
- Olympus mZuiko 12-40mm F2.8 PRO - стандартный светосильный объектив
- Olympus mZuiko 40-150mm F2.8 PRO - длиннофокусный светосильный объектив
- Olympus 1,4x телеконвертер MC-14 - увеличивает фокусное расстояние телеобъективов
- Olympus mZuiko 17mm F1.8 - светосильный широкоугольный фиксированный объектив
- Olympus mZuiko 45mm F1.8 - светосильный фиксированный объектив ближнего теледиапазона (портретник)
- Olympus mZuiko 14-42mm F3.5-5.6 EZ - стандартный сверхкомпактный объектив типа "блинчик"
- Panasonic Lumix G Vario 45-150mm f/4-5.6 Asph Mega OIS - компактный длиннофокусный объектив
- Olympus HLD-9 - батарейная рукоять для фотоаппарата
- Olympus LS-P4 - аудиорекордер Hires Audio
Спасибо за такой подробный обзор по объективу =) Ждем еще =)
Благодарю! Я только чуток в себя приду..)))
Спасибо за полное, четкое и интересное изложение. Сам фотографирую на технику Olympus. Вот чейчас задумался о приобретении 40-150 pro с конвертером, хотя уже есть 12-100 pro. Но все-таки по моему они не совсем взимозаменяемы. Спасибо.
Вячеслав благодарю за отзыв! А насчёт 40-150 и 12-100 можно сказать следующее. Друг друга они заменят только лишь на диапазоне от 40 до 100мм, в случае если светосила не так важна. В целом 12-100 прекрасный универсальный объектив, который очень полюбили те, кто снимает видео. Постоянная светосила на таком диапазоне это просто клад! И в поездках он крайне удобен/универсален. 40-150 это отличная вещь для съёмки дикой природы, в том числе с Pro-capture, даже в солнечный день я для птиц ставлю выдержки 1/2000 -1/3000 и света не совсем хватает, тут 2.8 как нельзя кстати! Также 40-150 очень хорошие портреты выдаёт, в его обзоре я покажу примеры. Насчёт конвертера мс14, скажу честно, с 40-150 он не совсем хорош, в реале увеличение не столь велико, но светосила уже F4. А вот на mZuiko 300mmF4 мс14 показывает чудеса, увеличение явно сильнее, чем без него. Так что для 40-150 я советовал бы конвертер Olympus MC-20, с ним 40-150 на дальнем крае покажет реальную разницу. Но светосила будет F5.6, тут смотря что Вы снимаете. И стоит мс20 конечно подороже.
Большое Вам спасибо за нужный и своевременный для меня развернутый комментарий.
Уже есть этот объектив и все вышесказанное подтверждаю. 🙂